Экспорт новостей

Первый этап Печать E-mail
Оглавление
Первый этап
Второй этап
Третий этап
 

 

 

Третий этап

Парсийские источники утверждают, что душа умершего не покидает этот мир в течение трех дней. В течение этого периода родные умершего должны воздерживаться от употребления мяса. Подается простая пища, состоящая из овощей и рыбы, которая называется "parhizi", т.е. "воздержание" [Modi, 1922, с.75]. Жрец в течение этого периода молится перед горящим огнем с сандаловым деревом возле места, где находился труп.

 

Душа видит картины своей бывшей жизни. Если человек был праведником, она видит прекрасные картины. Если это была душа грешника, она видела ужасные картины.

 

Душа в этом мире остается под покровительством Сроша, которому Ахура Мазда поручил охранять ее в течение жизни и после смерти. Поэтому в течение трех дней после смерти проводятся церемонии в честь Сроша с умилостивительной формулой призыва (Xsnuman) Sros.

 

"Шаяст не=Шаяст" предписывает в течение всех трех дней проводить церемонии в честь Сроша, т.к. он в состоянии в течение трех дней спасти душу, вырвав ее из рук демонов [Masani, 1962, с.104].

 

Парсы проводят религиозные церемонии дома или в храме огня. В начале каждого gah два или более жреца и близкие умершего читают Sros baj и формулу отдельного gah и покаянной молитвы patit с Xsnuman Sros. Ночью два жреца проводят церемонию Afringan в честь Sros. Они сидят на ковре лицом к лицу. Между ними расположен алтарь огня и металлический поднос. Главный жрец, служащий перед алтарем, называется zaotar, или молящийся жрец. Другие жрецы называются Atarevak, или кормящие огонь. На металлическом подносе расположено несколько цветов и горшок воды. Следует отметить, что цветы и фрукты сопровождают почти все церемонии парсов. <...>

 

Два жреца затем читают вместе Sros Yast, восхваляя это божество. Помимо этих молитв, читающихся в доме умершего, существуют церемонии, проводимые только в храме огня. К ним относятся молитвы Ясна, Видевдат, церемония Baj с Xsnuman Sros [Masani, 1962, с.105; Modi, 1922, с.79].

 

На третий день утром проводится церемония Uthamna (Oothamna). Собираются близкие и друзья умершего с нескольки­ми жрецами. Читаются специально предназначенные для этого периода молитвы, а именно Sros Hadoxt и Patit, а также Xsnuman Sros, в течение которой упоминается имя умершего и призывается благословение на него. В конце церемонии родственники и друзья умершего обычно делают денежные пожертвования в фонд милосердия в niyat или память умершего [Masani, 1962, с.105; Modi, 1922, с.80].

 

У парсов существует и другой способ поминания имени умершего, если он был большим народным благодетелем. В конце церемонии Oothamna на третий день главный жрец или в его отсутствие akabar, т.е. глава общины, провозглашает перед общиной имя умершего - народного благодетеля, которое должно почитаться и поминаться в публичных религиозных церемониях при чтении Dhup-nirang. Этот обычай очень древний. Он берет свое начало от времени "Авесты". Fravardin Yast содержит большой список умерших, которые сделали благочестивые поступки на благо маздаяснийской общины. Afrin-i Rapivwin содержит несколько имен таких благодетелей [Modi, 1922, с.80].

 

Верят, что на рассвете после третьей ночи душа переходит в иной мир, пересекая мост Чинват. Рассвет третьего дня после смерти поэтому рассматривается как очень важный период для проведения религиозных церемоний в честь души умершего. Церемонии, проводимые накануне, повторяются днем, читают молитвы Afringan и Baj. В этот день Суда близкие и друзья умершего молятся Богу о его душе. Сначала проводится Baj в честь божеств Рашну и Астад, которые помогают божеству Митра, затем в честь Rama Xvastra, который является божеством, господствующим в атмосфере, после них - в честь Arda fravas, т.е. Святого духа всех ушедших душ, с коими покойный был соединен и, наконец, в честь Sros, который руководил душой умершего в ее пути в иной мир. Когда читается Baj в честь Arda fravas, жрец освящает белую одежду, называемую syav или vastra в Fravardin Yast [Modi, 1922, с.85; Masani, 1962, с.106]. Она освящается вместе со святым хлебом и другими пожертвованиями, представляемыми по обету. Эту одежду в конце церемонии обычно отдают жрецу или бедным.

 

Церемония Afringan Baj в соответствии со священными предписаниями проводится в честь умершего на Cheharum, Dahum, Siroz, Salroz, т.е. четвертый день, десятый, тридцатый и годовщину после смерти.

 

Если человек умер за пределами своего места проживания, для него, сразу же после получения известия о его кончине, все равно должны быть проведены церемонии трех дней после смерти (Dd.LXXXI,5, fn.2). Смерть не кладет конец связям умершего с живыми членами его семьи. В соответствии с зороастрийскими верованиями, святой дух умершего продолжает интересоваться живущими, если они помнят о нем.

 

Таким образом, мы рассмотрели погребальный обряд парсов, который, как и обряд иранских зороастрийцев, в настоящее время основывается на литургических текстах древности. Хотя похоронные церемонии содержат частые повторы и утомительны, по существу они очень просты. Ни в какой другой области зороастризма древние верования относительно жизни и смерти не удерживаются так упорно, как в похоронном обряде. Весь обряд очень архаичен и является отголоском глубокой древности.

 

Мейтарчиян М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев. - М., Институт востоковедения РАН, 1999. С. 136-146. 

 



 
« Пред.   След. »



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru