Экспорт новостей

Главная arrow Религия arrow Сикхизм arrow Концепция бога в сикхизме
Концепция бога в сикхизме Печать E-mail

Концепция бога в сикхизме

Концепция бога в сикхизме 

 Бог неопределим. Масштабы его величия невозможно представить или описать. Никакой святой или пророк не могут измерить Его величие. Гуру Нанак объяснял: «Только тот, кто сам велик как Бог, может осознать Его величие». Поскольку таковых не имеется, познать размеры и величие Бога невозможно. Слабые и жалкие, запинающиеся человеческие слова не могут выразить и части Его величия. Даже гуру теряется перед Его могуществом и возможностями. Так, как бумажный змей какого-нибудь мальчишки не может измерить глубину и высоту неба и его размеры, так и странствующий по жизни человеческий разум не может представить всей Его славы.

Бог всезнающ. Он видит и понимает все, потому что Он везде и всюду. Он знает тайные грехи всех людей, но тем не менее не отнимает в гневе пищу и средства существования у грешника. Он знает все наперед, понимает самые потаенные секреты прошлого и тем не менее сохраняет отстраненный взгляд.
Он истинный — Cam. Он есть и будет всегда. Он один может представить себе и время, и вечность, и он их переживет. (Время, обратите внимание, рассматривается как пределы в вечности.) А сам мир вокруг нас, хотя он выглядит реальным, на самом деле таковым не является, он эфемерный и преходящий. Глупо поэтому полагаться на людей или свои владения, богатства и тому подобные «надежные источники». Источник постоянства, источник обеспечения и счастья один — это Бог. Он единственная Истина в подверженном разрушению и кратковременно существующем мире.

 

Бог — податель всего. Он вручает свои дары тому, кому пожелает. Даже наказание или жалкое существование, которые исходят от Него, должны рассматриваться как благословение. Верящие в Бога люди рассматривают очевидно горестные вещи как благо, воспринимают их в сладость, потому что они исходят от Него. Бог распределяет свои дары, каждому его долю, не обращая внимания на достоинства самого человека, — а иначе как могло бы быть, что злодеи часто процветают и преуспевают. «Злодеи тоже нужны в той пьесе жизни, которую ставит Бог, и они тоже получают свою долю Его щедрости».
Он добрый, как мать, но не постоянно. Временами Он проявляет строгость в воспитательных целях, как мать, без всяких злобы или грубых намерений. Гуру Арджун учил: «Бог прощает. Он милостив к смиренным и добр к тем, кто верит в Него».

 

Его все любят и буквально обожают. Все созданное Им почитает Его и служит Ему. Гуру Нанак сказал, что небо, Солнце, Луна, звезды, ветер, цветы поют свои хвалебные гимны Создателю, а природа — Храм Его. Он Божественный, и Он все обожествляет Своим присутствием.


Бог справедлив. Он не принимает ничью сторону. В Его глазах все равны. Он обращается с хозяином и со слугой равно. «Мир — Его здание суда, где осуществляется истинное правосудие». Не слушая ни от кого ни одного слова оправдания или обвинения, Он знает истину. «И если мы не найдем справедливости у Бога, то где мы ее сможем найти?» — спрашивают сикхские учители.


Бог — это Любовь. Гуру Гобинд Сингх сказал так: «Слушай настоящую истину — только тот, кто любит Бога, обретет Его». Сикхский Бог не имеет имени. Он может быть назван Анаам, то есть Безымянный. Лучше всего, как считают сикхские гуру, подходит в качестве имени Бога понятие Cam Наам — то есть «По имени Вечная и Абсолютная Истина». Но чаще всего в священных сикхских текстах используются заимствованные из других религиозных систем имена Бога или совсем не имена, а определения, эпитеты. Так, в тексте Ади Грантх встречаются имена индуистских инкарнаций Божественной Сущности: Бхагван, Брахман, Гопал, Гобинд, Хари, Кришан, Муканд, Мадхо, Мурари, Нараян, Нархар, Пармешвар Дев, Васудев. И так же широко используются мусульманские имена и эпитеты — Аллах, Хакк, Кабир, Карим, Рахим, Разик. Но гуру и сами дали Ему некоторые имена-эпитеты — Миттар, Притам, Садджан, Кхарагкету, Сарблох, Махакал. Гуру Гобинд Сингх называл Бога Акал Пурукх, и это имя Бога впоследствии стало часто употребляемым.


В своей гурмантре Вахи гуру, приветственной молитвенной формуле для Бога, призывающей Его, сикхи видят особенный символический смысл. Четыре буквы сикхского алфавита гурмукхи, с помощью которых записывается эта молитвенная формула, заключают в себе, как считается, четыре Его имени: первая буква вая рассматривается как сокращение от имени Васудева, хаха — Хари, джага — Гобинд, papa — Рам. Все эти имена Бога индуистские, а именно вишнуитские, что опять напоминает об игре словами в практике бхакти. И вообще идея шифрованной мантры тоже пришла из индуизма, где важны шестисложные мантры.

Сикхские проповедники всегда подчеркивают, что гуру много раз разъясняли, и это отражено в сикхском священном писании, что Бог не принадлежит никакой одной определенной религии — Он для всех один, но Его называют по-разному. Так же Сам Бог, как учат сикхские гуру, не выделяет никакую из религий и не имеет какой-нибудь особенной связи с кем-нибудь. Он в равной мере принадлежит всем сущим на земле.

 





 

 
« Пред.   След. »



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru