|
Зороастризм |
Из всех религиозных сообществ западные исследователи реже всего сталкиваются с зороастрийцами, у которых немного опознавательных знаков и очень мало мест для богослужения. Большинство из них живет в Гуджарате и Мумбаи. Индийские зороастрийцы представлены общиной парси; они занимаются бизнесом, образованием и политикой. Количество зороастрийцев (около 90.000) стремительно падает из-за уменьшения рождаемости и слияния с другими более крупными сообществами. Основатель религии Заратуштра (Заратустра, Зороастр) был первым религиозным проповедником, который распространил дуалистическую философию, основанную на идее противопоставления сил добра и зла.
|
|
Пророк Заратуштра (Зороастр), сын Поурушаспы, из рода Спитама, известен прежде всего по Гатам – семнадцати великим гимнам, которые он сочинил. Эти гимны были добросовестно сохранены его последователями. Гаты являются не собранием поучений, но вдохновенными, страстными изречениями, многие из которых обращены к богу. Они имеют древнюю поэтическую форму, которая прослеживается (благодаря скандинавским параллелям) до индоевропейской эпохи. Гаты можно связывать с традицией мантиков гадателей. Ее культивировали жрецы провидцы, которые пытались выразить в возвышенных словах свое восприятие божества. Она отличается утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля.
|
|
Согласно зороастрийским преданиям, Зороастр достиг тридцати лет, возраста зрелой мудрости, когда он, наконец, получил откровение. Это великое событие упоминается в одной из Гат (Ясна 43) и кратко описывается в пехлевийском сочинении Задспрам (Задспрам 20–21). Там рассказывается, как однажды Зороастр, участвуя в сборище по случаю весеннего празднества, отправился на рассвете к реке за водой для приготовления хаомы. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвратился на берег (в этот момент он сам пребывал в состоянии ритуальной чистоты)...
|
|
В зороастрийском богослужении фигурируют три жертвенных предмета: хаома (или парахаома – приготовленная хаома), драунах и мйазда. Стебли хаомы растираются камнями (хавана, тадж. хован – “ступка”), смешиваются с соком других растений и с молоком. Получаемая смесь носит название (очень древнее) заорта. Драунах (“доля”) представляет пресную лепешку, а под термином мйазда скрывается какая-то пища, возможно, и мясо (у современных персов – фрукты).
|
|
Когда случается несчастье, близкие посылают за двумя или более жрецами, которые собираются около умирающего и читают исповедь разрешения от грехов. Жрецам платят за эту службу. Она называется Akhianah. Эту церемонию жрец проводит с зерном. Желательно, чтобы умирающий исповедался и сам читал покаянную молитву. Если он в состоянии сделать это, его смерть считается счастливой. Если умирающий не в состоянии молиться, он должен, по крайней мере, прочитать короткую формулу Asam Vohu.
|
|
Интервью иранским журналистам во время визита в Тегеран 16 октября 2007 г....
Я не считаю себя специалистом, знатоком персидской литературы, о чем очень сожалею. Потому что то, что мне удается узнать, услышать, носит фрагментарный характер, но это всегда вызывает особый интерес. Это касается и истории Ирана, это часть мировой истории. Иран – мировая держава. Изначально ее территория простиралась от Ближнего Востока и до Индии. Даже часть бывшего Советского Союза фактически входила в территорию древнего Ирана. Иран – это страна проторелигии, зороастризма.
|
|
|
|
|