Ведическая литература |
![]() |
![]() |
В современной Индии можно совершенно свободно снять деньги в банкомате, приобрести пожарный шкаф или сейф, проехаться на такси, в ведическую эпоху все было иначе. У народов среднего Ганга существовали какие-то предгосударственные, по-видимому, еще родоплеменные общественные образования, носившие название джанапада, или махаджанапада. Все население джанапады называлось джана или виги (вис), что значит «народ», «люди». Оно делилось на родовые сельские общины, носившие название готра или грама. Во главе джанапады стояли выборные вожди, именовавшиеся раджан или вишпати (виспати). Родовые сельские общины возглавлялись старшинами — грамани. Общественные дела как всего народа, так и отдельных общин решались народными собраниями — самити или сабха. В VI в. до н. э. в Индии насчитывалось 16 «великих государств» (махаджанапад), и большинство их находилось на территории среднего Ганга. Наиболее известными из них были Кошала, Каши и Магадха. Некоторые из махаджанапад по-прежнему представляли собой предгосударственные родоплеменные образования, другие, подобно владениям народов куру и паньчала, вообще не сложились в государства и в дальнейшем сошли с исторической сцены; такие, как Кошала и Магадха (расположенная дальше к востоку по течению Ганга), напротив, расширились, окрепли и развились в настоящие государства. В конце VI и в V вв. они были основными соперниками в борьбе за гегемонию в долине Ганга. В эпоху Маурья (IV—II вв. до н. э.) центральная часть долины Ганга носила название Арьяварта. Вдоль Джамны пролегал великий торговый путь через всю Арьяварту, соединявший столицу Магадхи (центром которой был современный округ Патна в Бихаре), г. Паталипутру, с восточными областями владений Ахеменидов, а позднее с эллинистическими государствами. В Паталипутру приходили торговые караваны из отдаленных стран, а индийские купцы вывозили свои товары в Персию, Сирию, Египет. Торговые связи «с эллинистическими государствами были особенно интенсивны в эпоху Маурья. |
« Пред. | След. » |
---|