Нуристанцы Нуристанцы, или кафиры, - группа родственных народов, живущих в северо-восточных горных районах Афганистана, в Восточном Гиндукуше, в долинах рек Башгал, Вайгал, Парун, Пир, Алингар, а также в пограничных районах Пакистана (Читрал). Численность - около 150 тыс. человек, в том числе 140 тыс. на территории Афганистана. Антропологические типы укладываются в индо-средиземноморскую расу большой европеоидной расы. Языки принадлежат нуристанской группе индоевропейской языковой семьи. Эти языки являются реликтовыми: они родственны индо-иранским языкам, но отделились от общего массива индоевропейских языков до образования собственно индоарийских и иранских языков. Нуристанские языки представляют большой интерес не только для специалистов по индоевропеистике и сравнительно- историческому языкознанию, но и для сферы лингвистической географии, в особенности в связи с проблемами языковых контактов. По конфессиональной принадлежности - мусульмане - сунниты. Предки нуристанцев выделились из конгломерата индоиранских племён в первой половине 11 тыс. до н. э., в эпоху расселения последних. Расселение предков нуристанцев в труднодоступных районах Гиндукуша способствовало определённой изоляции этих народов, и вместе с тем - сохранению реликтовых языков, культов, бытовых черт. В средние века нуристанцы отстаивали независимость от завоевателей - арабов. От соседей - мусульман получили наименование кафиры, от арабо-персидского kafir - "неверный" (соответственно их земля - Кафирстан). В 1895 - 96 гг. были покорены афганским эмиром Абдуррахманом и насильственно обращены в ислам. Страна была переименована в Нуристан - "страна света (истинной мусульманской веры)". Основные традиционные занятия мужчин - отгонное скотоводство (преобладает мелкий рогатый скот, козы), женщин - земледелие (выращивание ячменя и проса), заготовка кормов и дров. Распространены также садоводство (культивируют яблоки, абрикосы), виноградарство, бортничество, сбор дикорастущих плодов и ягод, ремёсла. Пища - мясо, хлеб (ячменные лепёшки в топлёном масле - поминальная пища), похлёбки. Оружие - лук (у леймоч - стрелы украшались и пропитывались ядом) и кинжал. Среди нуристанцев сохраняется родо-племенное деление, которое частично совпадает с языковым. В Афганистане существуют четыре этноязыковые группы племён: кати (восточный Нуристан), вайгали, ашкуни (южный Нуристан) и паруни, или прасун. Последние значительно отстоят от трёх предыдущих и в языковом отношении, и согласно внутренним стереотипам восприятия. На территории Пакистаны выделяют кафиров - калаша, а также племена, говорящие на диалектах дамели и пхалури. Перечисленные этноязыковые группы не имеют общих самоназваний, хотя и осознают общность происхождения.Среди нуристанцев бытуют исторические предания. Кати возводят своё происхождение к арабам корейшитам. Афганцы - сафи именовали эти народы джадиди - "новообращённые", кустйани (кухистани) - "горцы". В непосредственном соседстве с нуристанцами проживают народы, говорящие на дардских языках, пашаи Западного Нуристана, гавар Восточного Нуристана. В языке прасунских кафиров, значительно выделяющемся на общем уровне, возможно, имеются значительные слои неиндоевропейского субстрата. Нуристанцы - кати, вайгали и ашкун - противопоставляют себя прасунам, не считают их родственными себе. Однако антропологическая и религиозная сетка тут не совпадает с языковой: например, конфессионально прасунские нуристанцы близки кати. По общему культурному облику нуристанцы близки афганцам и припамирским таджикам. Сохранили элементы мужских союзов и архаичной индо-иранской мифологии. Реликтовые религиозные культы, доисламские обычаи особенно сохранились у населения долин Бумборет, Румбур, Бирир в верх. Читрале. Имеют верования и обычаи, связанные с культом верховного бога - демиурга Имры, его жены Кымры и их дочерей (в образе Плеяд). Существуют элементы культов героя, борющегося с демонами Мони, богинь плодородия Дисаны и Нирмалы. Распространены мифы о добыче богами у демонов светил. По рассказам самих нуристанцев, "их предки ничему не поклонялись (то есть не имели идолов). Они приходили к местам источников, где были большие валуны, и один из них становился жрецом (то есть исполнял функции жреца). Он обращался к небу, и призывал бога Имру, которого именовал также Сундари, Багишт. Имру просили о покровительстве, ниспослании победы, о защите от "носящих белый тюрбан" (то есть от мусульман). Имеются легенды, что у обращающегося таким образом к Имре в руках чудесным образом появлялись лепёшки или другая пища, которую он раздавал всем присутствующим. Из-за географической изоляции районов Гиндукуша число исследователей, побывавших в Нуристане, до настоящего времени остаётся относительно небольшим. В отношении лингвистики, этнографии, культурной антропологии нуристанцы остаются малоисследованным народом. Большое значение имеют работы английского врача Д. С. Робертсона, побывавшего в Кафирстане в 1891 - 1892 гг., Н. И. Вавилова и Д. Д. Букинича, совершивших туда в 1924 г. ботаническую экспедицию, а также труды немецких и датских экспедиций 1935, 1955/56 гг. и др. Среди нуристанцев известно по крайне мере два типа социальной градации. Имеются ранги старейшин: вершину социальной иерархии составляют джасты (старейшины, ими могли стать как мужчины, так и женщины), и канеаши (своего рода кандидаты в старейшины). Посвящение в джасты сопровождалось особым ритуальным угощением. Общественная градация мужчин - героев: кафир, убивший хотя бы одного врага, получал наименование шурмоч. Когда он возвращался в деревню, соседи встречали его приветственными криками: "Э шуро-шурей - шуро!" Родственники и соседи оказывали ему почести, осыпали его зернами пшеницы, через плечо перевязывали ленту с четырьмя раковинами, голову увенчивали султаном фазана. Челове, убивший семерых врагов, получал титул леймоч. Высшим был титул пырымоч - человек, совершенный во всем, отважный, богатый, гостеприимный. У нуристанцев существовали две страты рабов - бари и ланэ (лавын), элементы первая из которых сохранились до настоящего времени. Бари - наследственные рабы - ремесленники, их статус неизменяем. Свободные нуристанцы не вступали с ними в брачные отношения, не принимали пищи. Бари селились обычно на окраине селения, занимались кузнечным делом, изготавливали оружие, металлическую и каменную посуду. Они не посещали мечеть и не исполняли мусульманских обрядов; существуют предположения, что они являются потомками древнейшего докафирского населения Нуристана. Рабы - ланэ существовали исключительно у племени кантос; это были свободные люди, попавшие в рабство за долги. Уплатив выкуп, они могли обрести прежний статус. Рабов - бари и ланэ свободные нуристанцы могли продавать, давать в качестве приданого. Семья. Рожали женщины вне селения, в специальном месте. Возвращались через семь дней после родов. Имя детям давали только когда им исполнялось 12 лет (имя по отцу или деду), тогда же надевали штаны (до специально произведённого обряда они не могли носить штанов в пределах Нуристана). Брак заключался в договоре между женихом или родителями жениха и отцом невесты. За невесту платили выкуп её отцу. Перед тем, как невеста входила в дом жениха, она тоже получала денежную сумму. На свадьбе устраивали соревнования в беге, перетягивании каната, толкании камня и борьбе. Женщины и мужчины находились отдельно в ходе праздника. Жена понималась как собственность мужа, он мог продать её в любой момент кому угодно. Похороны. Если умирал леймоч или пырымач, то из дерева или соломы изготавливали грубое изваяние умершего и один из его рабов (или - один из соседей, свободный человек) брал его себе на спину и в течение прыгал (танцевал?) по улицам селения. Всё это время труп помещали на высокое место, он был доступен для всеобщего обозрения. По прошествии семи дней и ночей его хоронили в гробу вместе с оружием (если это мужчина) или украшениями (если это женщина). Внутренности вынимали и укладывали в глиняные сосуды, хоронили отдельно. Деревянное изваяние умершего ставили на могилу. Похороны сопровождались ритуальной трапезой, куда входили сымри - ячменные лепёшки, покрошенные в топлёное масло. В могилу женщины помещали горшочек с сымри.
|