|
Во времена могольского падишаха Аурангзеба, отличавшегося крайней нетерпимостью к иноверцам, проходило служение гуру Тегх Бахадура. Как правоверный мусульманин падишах Аурангзеб в личной жизни был аскетичным и обходился без излишеств. Но остался в исторической памяти индийцев как очень жестокий правитель. В юности, будучи наместником провинции Гуджарат, он разрушил множество индуистских святынь и храмов, а некоторые из них превратил в мусульманские мечети. В развязанной им войне за овладение троном отца, падишаха Шаха Джахана, он убил своих родных братьев и заточил отца до конца его жизни в Агре. Индийцы считали, что моря и реки пролитой крови не давали ему покоя, и он стремился искупить свои грехи обращением в ислам местных кафиров, то есть коренное население Индии. Став падишахом, Аурангзеб снова ввел подушный налог на немусульман — джизъю, запретил индийцам пользоваться паланкинами, ездить на слонах или породистых лошадях, а также носить оружие. Стремясь превратить страну в оплот ислама, он жестоко подавлял сопротивление методично проводившейся им политике исламизации коренного населения Индии. И хотя ни сикхские, ни могольские документы не дают указаний на серьезные военные столкновения между ним и сикхами при Тегх Бахадуре, известно, что скрытое напряжение никогда не исчезало, и сикхский гуру все-таки был вынужден вступить в открытое противостояние с Моголами.
|
После 1669 г. политика Аурангзеба стала откровенно враждебной к иноверцам и приняла насильственные формы. Сикхская традиция гласит, что в мае 1674г. целая группа кашмирских брахманов — пан-дитов — прибыла в Анандпур к Тегх Бахадуру с просьбами защитить индийскую дхарму и индуис-тов. Гуру хорошо знал этих людей. Один из них, Кирпа Рам Датт, учил маленького сына гуру, Гобинд Даса, премудростям индийского классического образования. Кашмирские брахманы традиционно считались самыми высокостоящими в кастовой иерархии, и их слово могло считаться словом всей индуистской общины. Сикхская легенда гласит, что решение пришло не сразу. Гуру глубоко задумался. В этот момент к нему подошел сын и, увидев удрученного отца, спросил, о чем тот думает. Тот ответил: «Много грехов земля носит. Она может быть очищена от них, только если кто-нибудь из достойных людей принесет себя в жертву. Тогда печали исчезнут и настанет счастье». — «Никто не сделает это лучше тебя», — ответил якобы ребенок, и гуру утвердился в своем решении выступить на защиту униженных и оскорбленных. И он дал ответ своим просителям: «Скажите падишаху: если он сможет обратить в свою веру Тегх Бахадура, то и мы ее примем». После этого гуру должен был выехать в Дели к падишаху, чтобы попытаться заступиться за своих соотечественников.
Понимая, что обречен, он назначил 8 июля 1675г. своим преемником сына Гобинд Даса и сам возложил на него знаки гуру.
|
Аурангзеб приказал арестовать гуру Тегх Бахадура, что и было сделано сразу после того, как гуру выехал из Анандпура 11 июля 1675 г. Вместе с гуру были арестованы его верные сподвижники. Более трех месяцев гуру держали в заточении, где жестоко обращались с ним. Затем он был посажен в железную клетку и доставлен в Дели 4 ноября 1675 г. Здесь его заковали в цепи и пытали изощренными способами, заставляя переменить свою веру. Ни физические мучения, ни издевательства не возымели действия. Гуру не потерял самообладания и воли. Наконец от гуру требовали чуда: если ты святой человек, посланник Бога, помоги себе и своим людям. Гуру ответил, что подчиняется воле Божьей. Его сподвижники были зверски замучены на глазах гуру. Бхаи Мати Дал был привязан между двумя столбами и распилен пополам, Бхаи Дьяла был брошен в котел с кипящей водой, Бхаи Сати Дас был сожжен заживо в куче хлопковой ваты.
|
Сам гуру Тегх Бахадур был обезглавлен при большом стечении народа 11 ноября 1675 г. на площади Чандни Чоук в Дели. Во время казни, как говорят сикхи, гуру пребывал в состоянии медитации и сосредоточения, спокойно сидя на виду у всех, пока палач готовил свой топор. Тело казненного гуру лежало на помосте долгое время, и никто не смел его забрать, опасаясь гнева моголов. Ночью началась буря. Сама природа дала возможность забрать бренные останки гуру. Верные сикхи сумели унести их и избавить своего гуру от дальнейших унижений. Так как открытая кремация была невозможна, один преданный сикх сжег свой дом, куда было помещено обезглавленное тело гуру. На этом месте сейчас находится сикхский храм Рикаб Гандж. Тела других погибших сикхов были также унесены их товарищами и кремированы на берегу Джамны. Голова погибшего гуру была доставлена в Анандпур. Маленький сын Тегх Бахадура, Гобинд Дас, сумел преодолеть муки горя и лично исполнил последние обряды для своего погибшего отца, как это полагается по традиции. 16 ноября 1675 г. голова гуру Тегх Бахадура была предана огню на костре из сандалового дерева.
|
Своей мученической гибелью и страданиями гуру Тегх Бахадур защитил перед мусульманскими правителями права индийского населения — и сикхов, и индуистов — на свою религию. Причем сделал это истинно индийским способом. В исторической памяти народа гуру Тегх Бахадур остался не только как великий герой, мученик сикхской веры. Он носит эпитет «защитник индуистской религии» — Дхарма-ди-Чадар, буквально «покрывало (покров) дхармы».
Гибель гуру-мученика сплотила сикхов в их борьбе за выживание. Сын и преемник Тегх Бахадура гуру Гобинд Сингх радикально реформировал сикхскую общину и навсегда сделал ее способной защищать себя.