Сингалы |
Сингалы
Подразделяются на две субэтнические группы: прибрежные и горные (кандийцы). Имеются этнографические группы (каста родиев, киннара округов Канди и Курунегалы) По антропологическому типу неоднородны. Основу физического облика составляет индо-средиземноморская раса большой европеоидной расы, с некоторой примесью веддоидной расы. Изредка встречается ярко выраженный монголоидный тип (возможно, связанный с малайскими группами населения). Говорят на сингальском языке сингальско-мальдивской подгруппы индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык сложился на основе одного из североиндийских диалектов. Имеется сильное расхождение между разговорным и литературным языками. Помимо известных диалектов имеются тайные говоры - гойи-басава (у сельского населения), калл-басава (среди профессиональных охотников) и родия (диалект касты). Письменность возникла в IX в.; современная графика сингальского языка происходит от системы письма южноиндийской грантхи. Большинство сингалов буддисты (три секты - сиям-никая, амарапура-никая и рамання-никая), имеется незначительное число христиан, главным образом, католиков. Сохраняется влияние индуизма и древних верований. Как наиболее характерные могут быть выделены демонический культ (вера в демонов, населяющих деревья, реки, горы, перекрёстки, заброшенные жилища, культ якка ношение амулетов и талисманов, церемонии изгнания демонов, магия), астрологический культ (божества-планеты и связанные с ними обряды бали), культ богов - покровителей (Вишну, Катарагама, Саман, Натха, Паттини; Будда выступает при этом как верховное божество). Примером синтеза нескольких культов является обожествление горы Адамов пик - Шрипада. Этническое ядро сингалов составили индоарийцы, переселившиеся на Шри-Ланку из Индии в 1 тыс. до н. э. По преданию, первые правители сингалов принадлежали к "львиному роду" североиндийского царства Лала. Сын одного из правителей Лалы, Виджайя, прибыл в 543 г. до н. э. на остров, названный затем по имени их рода Синхаладвипа (отсюда - Цейлон). В этногенезе сингалов большую роль сыграли ведды, позднее - тамилы. Первые государственные образования появились на Шри-Ланке в последние века до н. э., одновременно с распространением буддизма. В XV в. сложилось государство Канди, которое сыграло большую роль в этнической истории сингалов, отстояв в XVI в. независимость в борьбе с португальцами, позднее - с голландцами, обосновавшимися на побережье острова. На рубеже XVIII - XIX вв. голландские колонизаторы были вытеснены англичанами, которые в 1815 г. аннексировали Канди. С падением Канди традиционная культура переживала застой, и начала возрождаться с середины XIX в. В 1948 г., после долгой борьбы, Шри-Ланка получила независимость, усилились процессы этнической консолидации сингалов. Основное занятие - пашенное поливное рисоводство, на побережье - рыболовство. Значительная роль разведения кокосовых пальм, огородничество, садоводство. Развивается промышленное производство. Пища - преобладает рис и овощи с подливкой карри. Большинство сингалов - сельские жители. Сингальская деревня - гама - включает также окружающие рисовые поля, водоём, участки с фруктовыми деревьями, огороды, чену (земельные участки, подготовленные к посеву подсечно-огневым способом), пустоши и выгоны. Во главе сельской общины стоит деревенский староста - гамарал, а также (кроме засушливой области) деревенские советы гамасабха. Жилище одноэтажное, каркасно-столбовое (каркас деревянный), глинобитное, строится на приподнятой прямоугольной платформе из утрамбованной глины, реже кирпича или камня. Двускатная крыша кроется матами из рисовой соломы, пальмовых листьев, тростника, или черепицей. Стены домов белят или красят охрой. Вдоль фасада идёт широкая крытая веранда, обнесённая балюстрадой или глинобитной стенкой. Потолка обычно нет. На полу в доме кладут плетёные циновки. Значительную роль играет кастовая система. У сингалов насчитывается 25 основных каст, высшей из которых считается гоивансе (гоягама), земледельцы, которые составляют до 90% всего сингальского населения. В период царства Канди существовала разветвлённая система рабовладения - государственного и личного. Выделялись группы рабов - антоджато (наследственные), карамаранито (военнопленные и похищенные), дханнакито (проданные дети), саман дасавиопагото (добровольные, за преступление или долг). Члены касты гаттара (южные и западные районы) - потомки бывших рабов. В сингальской кастовой системе нет торгово-ростовщических каст (торговля и товарно-денежные отношения носили очень ограниченный характер) и брахманских групп (отдельные брахманы растворились в группах высшей касты земледельцев). Преобладают сельско-общинные отношения, деревни преимущественно экзогамны. Система родства ирокезского типа. Семьи моногамны. Предпочитается кросскузенный брак. Ортокузенный и брак параллельных кузенов до недавнего времени рассматривался как кровосмешение. В ряде мест сохранились полиандрические браки, в прошлом распространённые среди сингалов (братская полиандрия). Более распространён патрилинейный брак типа дига, хотя известен и матрилинейный брак бинна. Традиционная женская одежда сингалов - сари, в основном, привозные, имеющие два типа драпировки: общеиндийский и осари (в районе Канди). Сари носят с короткой обычно однотонной блузкой. Костюм редда (несшитая длинная юбка, драпирующаяся вокруг бёдер справа налево, и с небольшим воланом нижней полы сверху; во время работы её подвязывают) и хятти (короткая блузка, часто с рукавом - "фонариком"). Традиционно ранее носили много украшений - браслетов, колец, подвесок, шпилек для волос (кура). Женщины смазывают волосы кокосовым маслом. Девочки, до 14 лет не имеющие сари, носят платья европейского покроя. В настоящее время распространён и европейский костюм. Мужская одежда - саронг (несшитая поясная одежда, клетчатая или в полоску), в настоящее время в комплекте с европейской рубашкой, ремнём и пиджаком. Традиционные элементы мужского костюма, выходящие из употребления - наплечные накидки туппотия, металлические цепи - пояса хавадия, черепаховые гребни для волос. В древности мужчины на Шри Ланке носили передники - амуде (лоскут, или платок, сейчас употребляется рыбаками и земледельцами), диякаччия (носят сторожа, гонцы, спортсмены). Обувь - сандалии, ходят также босиком. Ритуальная одежда: буддийские монахи носят несшитые нижние юбки, рубашки без рукавов, несшитые одежды жёлтого или оранжевого цвета, сандалии, имеют при себе веер, зонт и чашу для подаяния (патрая). Особые костюмы с масками и украшениями носят исполнители ритуальных танцев. Выделяется мужской придворный костюм (являющийся также костюмом знатного жениха) - пышно повязанный поверх брюк саронг с поясом, рубашка и короткая куртка с пышными рукавами, четырёхугольная шапка. Развиты художественные ремёсла - чеканка, резьба по дереву (ритуальные маски, кандийский архитектурный стиль), резьба по камню, фрески (храмовая роспись), скульптура, рукописи на пальмовых листьях, разрисованные ткани читра. Развита литература: знамениты сингальские поэт Алагьяванна Мохоттала (XVI - XVII вв.), писатели Пиядас Сирисена (XIX - XX в.), Мартин Викрамасингх (ХХ в.). Народные танцы, в том числе в ритуальных масках, были занятием профессиональных групп оли, некстха, берава. Развиты классические кандийские танцы удекки, пантеру и вес (распространенные первоначально в центральный областях острова и носящие религиозный характер). Сохраняется четыре вида народного театра: колам (театр масок), сокари (театр пантомимы), надагама (народная драма) и рукада (кукольный театр). Литература. Кочнев В. И. Шри-Ланка. Этническая история и социально-экономические отношения до начала XX в. М., Наука, 1976. Краснодембская Н. Г. Одежда сингалов (о-в Шри-Ланка) // Одежда народов Зарубежной Азии. Отв. Ред. Итс Р. Ф., Решетов А. М. Л., 1977. С. 39?56. Краснодембская Н. Г. Традиционное мировоззрение сингалов (обряды и верования). М., Наука, 1982. |