Первый этап |
Страница 2 из 3
Второй этап Вскоре после выноса тела из дома опрыскивают gomez, каменную плиту, на которой лежало тело, и путь, по которому переносчики выносили труп из дома. Каменная плита должна быть полностью вынесена из дома немедленно после выноса тела. Древние зороастрийцы верили, что моча коровы служит целям дезинфекции. Так, чтобы уничтожить нечистоту, ею опрыскивают место, где помещалось мертвое тело (Vd.XIX.2).
В некоторых городах Мофусоила, по крайней мере в ортодоксальных семьях города, плиты сохраняли в доме 10 или 30 дней в зависимости от сезона года, зимы или лета. Это предписание, кажется, должно базироваться на Vd.V.42.
Те, кто желает сопровождать похоронную процессию, следуют за носилками на расстоянии по крайней мере 30 шагов. Оставшиеся из собравшихся расходятся. До того, как войти в свои дома и места бизнеса, они омывают свои лица и другие части тела и проводят церемонию kusti. Все, кто идет с похоронной процессией, полностью одеты в белое. Они располагаются по парам, держа paivand между собой, берут baj и молча идут к башне. Процессию возглавляют два жреца. <...>
Если дахма расположена далеко, тело можно перенести, погрузив его на корову или осла, и оплакивающие могут ехать, хотя жрецы должны идти [Soderblom, 1911, с.504].
Когда носилки достигают башни, сначала их кладут на землю, и насасалары открывают лицо трупа. Те, кто сопровождает похоронную процессию, выражают свое уважение и бросают последний взгляд, находясь на расстоянии, по крайней мере, 30 шагов. Затем последний раз проводят sagdid. В полдень ворота Башни, которые закрыты на щеколду, отпирают. Насасалары вступают в свои обязанности по отношению к телу. Они поднимают носилки и переносят тело в дахму, где берут его с носилок, помещают в pavis. Насасалары должны так положить тело, чтобы оно не соприкасалось с другими телами [Dhabhar, 1932, с.160]. Затем разрывают одежду с тела умершего и кладут на пол Башни. Об этом говорится в "Видевдате": "Два сильных человека могут перенести его и поместить его нагим без какой-либо одежды на эту землю, на глину, кирпичи, камни и известь" (Vd.VIII. 10). Одежда, оставшаяся от трупа, никогда не используется для других целей, но сбрасывается в яму снаружи Башни, где она истлевает под действием солнца, воздуха и дождя. В Бомбее они разрушают ее с помощью серной кислоты.
После завершения насасаларами своей работы они сообщают, что тело размещено в Башне. Все присутствующие встают со своих мест и завершают baj, т.е. читают оставшийся Sros-baj, так как до завершения процессии они читали лишь одну его часть. Они произносят короткую молитву: "Мы раскаиваемся во всех наших грехах. Наше уважение тебе (душа умершего). Мы поминаем здесь души умерших, которые имеют душу святую". Затем они капают мочой коровы на открытые части тела и омывают их водой. Они развязывают и расплетают kusti, сопровождая это обычной молитвой. Некоторые, особенно жрец, читают исповедь или покаянные молитвы, упоминая имя умершего в последней части молитвы и таким образом просят прощения у Бога об умершем. Все возвращаются домой и купаются, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей.
Башню молчания, куда помещают мертвые тела, обычно строят на вершине холма или возвышенной земле. Мы читаем об этом в "Видевдате": "О святой создатель материального мира! Куда мы должны поместить тела усопших? О Ахура Мазда! Где мы должны поместить их?" Ахура Мазда отвечает: "О Спитама Заратуштра! На наиболее возвышенном месте!" (Vd.VI.44-45).
Для благочестивых зороастрийцев дахма не просто сооружение из камня и кирпича, а религиозное учреждение, которое помогает Ормазду в борьбе с нечистотой, производимой Ахриманом. При возведении дахмы проводятся специальные церемонии. Священные предметы, задействованные в них, связаны с символикой чисел. Так, веревка, состоящая из 101 нити, представляет 101 священное имя Ормазда, которое повторяется зороастрийцами каждый день при чтении молитв и проведении литургии [Modi, 1922, с.245; Kotwal, 1995, с. 169]. Трехкратное обматывание веревкой окружности дахмы символизирует три главные добродетели зороастризма: благую мысль, благое слово, благое дело. 301 гвоздь, вбитый в землю, служит в качестве поглотителя нечистоты, а священная веревка, обвитая три раза вокруг гвоздей, действует в качестве "пограничной линии", сдерживающей проникновение нечистоты. Вбивание 301 гвоздя напоминает о священном договоре, заключенном жрецами от имени общины со Спендармадом, Амеша Спентами заботиться о земле, на которой возведена дахма, в течение по крайней мере 301 года. Таким образом, зороастрийская дахма служит как обладающее духовной силой здание, возведенное жрецами посредством проведения ритуалов и произнесения священных слов, предназначенное оградить землю от проникновения нечистоты [Kotwal, 1995, с.169]. После того, как в дахму помещают первый труп, она становится сакрально нечистой. <...>
<...> В настоящее время кости умерших не оставляют надолго на площадке дахмы. Дважды в год насасалары сбрасывают скелеты в колодец дахмы, где солнце, дождь и воздух вскоре превращают все в прах- Сбрасывание костей в колодец сопровождается церемониями. Сначада должен быть проведен первый sagdid у двери дахмы, затем sagdid проводят внутри дахмы по всем четырем сторонам света, после чего кости убирают в колодец. Насасалары выходят из дахмы, разрывают свою одежду и закапывают ее в землю. Они должны омыть свои тела padyab (т.е. мочой быка) три раза и надеть новую одежду. Но все это они должны сделать после входа в Barasnum-Gah, т.е. помещение для проведения церемонии Barasnum [Dhabhar, 1932, с. 108]. |
« Пред. | След. » |
---|