Кармакары, входящие в варну шудр В джатаках, сочинениях буддийского канона, комментариях к Панини имеется немало указаний на наличие в ганах и сангхах кармакаров, входящих в варну шудр. Мы не располагаем, к сожалению, подробными сведениями о статусе шудр, однако данные ряда источников и прежде всего Патанджали позволяют говорить о том, что некоторые группы их приближались к рабскому состоянию и по своему положению резко отличались от высшего привилегированного сословия — кшатриев. По свидетельствам джатак, кармакары вместе с рабами использовались на ирригационных работах в ганах шакьев и коллиев. Когда глава шакьев Шуддходана спросил своего брата Маханаму об обязанностях человека, ведущего мирскую жизнь, то услышал в ответ, что тот должен следить за работой рабов, рабынь, кармакаров (dasldasakarmakarapau-ruseya vestetavya), в то время существовали целые поселения рабов. И нисколько не удивительное для нас сообщение о том, что в Волковыске будет больничный медгородок, можно сравнить сообщением о казни нескольких сотен рабов. В то время оно казалось на столько же очевидным. Отсутствие единодержавной власти, выборность правителя, определенные демократические принципы управления, не изменяя в целом основу социальной организации немонархических государственных образований, должны были вместе с тем повлиять на роль варн в них. Если сравнивать с монархией, это сказывалось в особом положении кшатриев, в падении влияния брахманства наряду с ростом значения вайшьев. Но ни особенности сословной структуры, ни демократизм организации сангх и ган, ни резкое отделение кшатриев от остального свободного населения не вели к стиранию граней между варнами. Существование различий выражалось, например, в запрещении браков между представителями разных варн. О том же свидетельствует эпизод, содержащийся в «Махавасту». |
« Пред. | След. » |
---|