Экспорт новостей

Это интересно

касты Индии ..>>
индуизм боги ..>>
мумбаи ..>>
Главная
Ниргун и Саргун Печать E-mail

Ниргун и Саргун

 Гуру Нанак и Мардана
 Гуру Нанак и Мардана

Сикхские ученые видят важный предмет для разногласий и споров в вопросе о трансцендентальности Бога в сикхизме. Вопрос формулируется так: «Пребывает ли Он все во Вселенной или стоит над нею и вне ее?» Некоторые считают, что Бог не может находиться в злом и преступном человеке, так же как Он не может не присутствовать в верующем человеке. Сикхские гуру объясняли, что Бог находится одновременно и внутри, и вне Своих созданий.

 Он присутствует во всех существах и предметах, но все существа и вещи вместе не могут исчерпать Его безграничности. Бог находится за пределами Вселенной и одновременно пронизает всю Вселенную. Бог находится в мире и одновременно стоит над ним. Теологи рассудили, что, видимо, когда гуру говорят о Нем как о Саргуне, то есть «полном качеств», то речь идет об имманентности Бога во Вселенной, а Ниргун, то есть «лишенный качеств» Бог — трансцендентальный. Аргументом служит такое соображение: если мы не принимаем трансцендентальности Бога, то всякий молящийся Богу молится себе самому, а не Тому, Кто стоит вне его и выше его. Это выражается разными словами. Бог — Далекий, Обитатель Рая, Господин Вселенной (Джаганнатх). Именно в своей трансцендентальной форме Бог управляет Вселенной.

 

Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному.  

 

Другими словами, Бог — это целое и одновременно его часть. Неопределенный, неопределимый и ничем не ограниченный ноль — Ниргун. Под другим углом зрения этот ноль становится единицей, Сар-гун, и этими математическими понятиями философия сикхизма очень активно пользуется. Как уже говорилось, цифра «1» часто используется для обозначения имени Бога. Бог — Создатель, но он одновременно «Тот, кто наделен» своей собственной со-зданностью. «Он одновременно и рыбак, и рыба. Он одновременно и вода, и сеть». Как лотос, растущий в воде и держащий свой стебель и прекрасный цветок над водой, так Бог — Он и в, и над, и вне своего создания, то есть мира, Вселенной. Он создал зло этого мира, но остается незапятнанным.

 

Все рассмотренные выше качества и признаки Бога описаны в Мул-Мантре гуру Нанака. Этот сикхский символ веры гласит: «Бог один. Его имя Правда и Истина. Он Создатель, Бесстрашный и Не-имеющий-врагов, Бесконечный-во-времени, Нерожденный и Самосущий. Узнаваемый милостью духовного наставничества гуру, Истинный в начале, Истинный в ночи веков, Истинный даже теперь, Он будет Истинным вечно».
 

 
 
« Пред.   След. »



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru