Экспорт новостей

Главная arrow Религия arrow Джайнизм
Джайнизм Печать E-mail

Джайнизм

 

 Махавира
 Махавира
Несмотря на то, что последователей джайнизма в Индии относительно немного, всего лишь около половины одного процента от общего населения страны, они пользуются огромным влиянием на протяжении вот уже более 2500 лет. Большая часть джайнов проживает в Гуджарате и Раджастхане, но также они рассеяны по всей Индии, занимаясь, в основном торговлей и ремеслами. Сходства с богослужениями индуизма, в частности, относительно почитания природы и непричинения вреда живым существам, способствовали упадку джайнизма и слиянию с индуизмом, и в настоящее время между ними не существует антагонизма.

Сосредоточившись на практике ахимса (отрицание насилия), джайны придерживаются строгого правила в отношении непричинения вреда всем дживам (душам), которые существуют в людях, животных, растениях, воде, огне, земле и воздухе. Они утверждают, что каждая джива - чиста и всеведуща, и также способна достичь освобождения, или мокши, от существования в этой вселенной. Тем не менее, дживы сокрыты кармой - некой формой тонкой субстанции, которая связывает душу и, являясь порожденной ее деяниями, привязывает дживу к физическому существованию. Для ортодоксального джайнизма, единственный путь освободить дживу от кармы, и соответственно, избавиться от колеса смерти и перерождения, - следовать аскетизму и медитации, подавлять страсти, неверные суждения, привязанности, легкомыслие и плохие поступки.
     
Джайнская доктрина базируется на учении Махавиры, "Великого героя", последнего в ряду 24 тиртханкар ("создателей брода"), которые, как сказано, появляется на свете каждые 300 млн. лет. Махавира (599 - 527 до н.э.) родился под именем Вардхамана Джнятрипутра в семье кшатриев недалеко от современной Патны. Как и Будда, Махавира отказался от семейной жизни в возрасте 30-ти лет, провел годы в скитания как аскет, отказываясь от всех благ в попытке преодолеть стремление к земным ценностям. Жестко противясь жертвенным обрядам и кастовым различиям, он, когда сам достиг полного признания и независимости, начал учить других, но он говорил не о ведических богах и божественных героях, а о настоящей природе мира и средствах, необходимых для освобождения от мокши, бесконечного цикла перерождений.
    

Джайнизм распространился по всей Индии под патронажем царей, таких как Чандрагупта Маурья (третий век до н. э.). Вскоре после этого произошел раскол, частично основанный на лингвистических и географических делениях, но в огромной степени из-за различий в монашеской практике. С одной стороны дигамбары ("одетые в пространство") верили, что полное обнажение достигших высокого уровня аскетов - существенная часть отказа от мирского, и что женщины не способны достичь освобождения от мирского существования. "Одеты в светлое" шветамбары, тем не менее, избегали крайностей, объединяли монахинь в монастырские коммуны, и даже признали женщину-тиртханкару. В настоящее время эти два направления проводят богослужения в разных храмах. Многие монахи шветамбара носят белые маски на лицах для того, чтобы при дыхании не проглотить насекомых, и носят метелку, которую иногда используют для подметания своей дороги; никто из них не пользуется общественным транспортом.

 

 

 
« Пред.



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru