Экспорт новостей

Главная arrow Музыка arrow Стили современной индийской музыки
Стили современной индийской музыки Печать E-mail

Стили современной индийской музыки

Чаще всего современные концерты классической индийской музыки проходят в одном из стилей, которые можно было бы определить, как "легкий классический". Безусловно повинуясь правилам исполнения классических раг и талов, здесь допускается некое смягчение строгих норм и правил, которое невозможно было бы для исполнения чисто классических стилей, таких как дхрупад, кхаял или подобных им.

     

Алаап - короткий и незаметный, вобравший в себя некоторые элементы народных мелодий. По существу, можно сказать, что легкая классическая музыка - это синтез народной и классической. Здесь можно выделить два наиболее важных и широко распространенных стиля - тхумри и газель.


Тхумри


 
Традиционно создание этого стиля приписывается навабу Ваджид Али Шаху, правителю Лакхнау (столицы Авадха) в период с 1847 по 1856 гг. Политика и управление княжеством, безусловно, занимали его время, однако большую его часть он тратил на покровительство искусствам. В период его правления музыка и поэзия, танец и драма, живопись и архитектура процветали. Тхумри использует определенный набор раг и особенно связан с танцем в стиле катхак: изящные движения танцовщицы сливаются с лиризмом музыкального стиля. Исполнители строгих классических стилей часто на концертах также включают в свой репертуар тхумри, чтобы немного расслабиться от напряжения. Большинство тхумри сопровождается вокалом. Певец поет на языке, известном как брадж - литературном диалекте хинди, используя в качестве сопровождения табла, тамбура, саранги или сумандал.
     
Лирика тхумри близка к любовной. Чаще всего она поется от лица женщины, готовящейся к свиданию с любимым, страдающей, если он не пришел или предал ее, радующейся встрече с возлюбленным.


Газель



Этот стиль, скорее, более вокальный, чем музыкальный. Изначально газель представлял собой одну из форм персидской поэзии, впоследствии получившую музыкальное оформление. В отличие от описанного выше стиля тхумри, в газели все повествование идет от лица мужчины. Этот стиль играл важную роль в жизни и культуре таких стран как Индия, Пакистан и Афганистан с начала восемнадцатого столетия.
     
Газель теперь можно слышать каждый день по радио или в современных индийских и пакистанских фильмах.
     
В наше время счастье услышать чисто классическую индийскую музыку, какой она была, когда ее главными слушателями были навабы, махараджи и богатые землевладельцы, выпадает значительно реже, чем в те достославные времена. Классическая индийская музыка, по сути, была музыкой элиты и для элиты. Ее сложная изысканная форма, глубокое философское содержание, виртуозная техника исполнения были нацелены на публику, способную оценить эти тонкости.
     
Множество имен легендарных исполнителей индийской классической музыки сохранилось до наших дней в народных преданиях.

     

Пожалуй, самым известным был музыкант Тансен при дворе Великого Акбара. Говорят, что когда однажды он исполнял рагу "ночи", среди белого дня опустилась тьма. В следующий раз он так возбудился при исполнении раги "огня", что не только его одежда вспыхнула на нем, но и всюду заполыхал огонь. Спасла всех от погибели дочь музыканта, которая не растерялась и начала проникновенно петь рагу "дождя", после чего пролившийся с небес благословенный дождь залил разбушевавшееся пламя.

 
« Пред.   След. »



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru