Ремесла неприкасаемых Если в эпоху феодализма неприкасаемость выражала положение низших каст, как полурабов- полукрепостных, то в современную эпоху — как закабаленных батраков. Характерно, что в тех районах Индии (Тамилнад, Керала), где в конце XVIII - начале XIX в. в наибольшей мере сохранялись отношения внутриобщинного рабства и крепостничества, а также промежуточные между этими отношениями формы, и поныне степень неприкасаемости, переходящей в неприближаемость, и другие виды кастовых ограничений остаются самыми значительными. Неприкасаемость следует поэтому рассматривать как одно из важнейших проявлений внеэкономического принуждения, возникшее в процессе становления и развития феодального общества. Сохранение этого пережитка в современной Индии связано со все еще занимающими немалое место в сельском хозяйстве страны докапиталистическими и переходными производственными отношениями. Касты, расположенные на самых низших ступенях сословно-кастовой иерархии, принуждались выполнять работы, которые считались по традиции индуизма нечистыми, оскверняющими: свежевание туш, выделка и обработка кож, стирка белья, уборка трупов животных, мусора и нечистот и т. п. Эти занятия — наследственные профессии либо крупнейших каст неприкасаемых, основную массу которых составляют закабаленные батраки (например, чамар, дом, чухра в Северной и Центральной Индии), либо специальных «служебных» каст (например, мучи — сапожников, дхоби — прачек, бхаиги — мусорщиков). К неприкасаемым относятся также касты бродячих комедиантов и акробатов (нату базигар, канджар, девар), рыбаков (тия, параван, муккуван, мугаян) и др. Понятно что таких людей, в отличие от современных россиян не могли интересовать пансионаты Поповки или другие места отдыха. Отдых для них вообще был практически невозможен. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что представители этих профессий не входили в сословные группы средневековой сельской общины. Следовательно, не ритуальная «нечистота» профессии делала данную касту неприкасаемой, а, скорее, ее принадлежность к самым эксплуатируемым классово-сословным группам феодального общества, не связанным с общинным владением и пользованием землей — важнейшим условием повышения общественного статуса в феодальной сельской общине. Ритуальная «нечистота» профессионального занятия многих каст неприкасаемых определяется в основном не характером его, а сословной принадлежностью ее членов. |
« Пред. | След. » |
---|