Махабхарата. Касты - Джати. Индуистские божества. |
Эпос индуизма. Махабхарата.
Махабхарата - великий эпос индуизма, превосходящий по своему объему Илиаду и Одиссею в несколько раз. Здесь в основном повествуется о вражде в знатных семьях северных областей Индии, происходящей, видимо, в течение четвертого века до н. э. Главный герой - Арджуна, превосходный воин и стрелок, с четырьмя братьями - Юдхиштхирой, Бхимой, Накулой и Сахадевой - представляет клан Пандавов, сторонников справедливости. Выиграв соревнование в стрельбе из лука, Арджуна получил в жены Драупади, но, чтобы избежать ревности, она согласилась быть женой одновременно всех пяти братьев. Клан Пандавов был обижен кузенами, Кауравами, во главе с Дурьодханой. Юдхиштхира, получивший вызов на соревнование от Дурьодханы, проиграл в кости не только все имущество, но также их царство и общую жену братьев - Драупади. Братья Пандавы должны были удалиться на долгие годы в изгнанничество, а затем последовала великая битва на поле Куру, описанная в шестой книге Махабхараты, Бхагавад Гите, которая стала особенно популярна среди всех индуистов. Арджуна, один из братьев Пандавов, опечален тем, что не может поднять оружие на своих родственников и восстановить законную власть. Бог Кришна, явившийся ему в образе колесничего, утешает его, напоминая ему, что его основная обязанность как кшатрия - воевать и таким образом восстанавливать справедливость. Более того, Кришна рассказывает, что душа каждого человека, атман, вечна и неуничтожима. Кришна убеждает Арджуну, что, только выполняя свою дхарму, он поддержит общественный порядок, спасет царство от бесчестных правителей и почтит Бога в духе преданности бхакти, и таким образом обеспечит себе мокшу. Примечательно, что в настоящее время все больше и больше людей проводят параллели между миропониманием в индуизме и философией Карлоса Кастанеды доведенной до широкой публики в виде книг об «Учении Дона Хуана».
Касты - Джати
Социальный статус человека определяется не только варной, но и джати (кастой), которая предписывает и ограничивает сферу его занятий и многие аспекты жизни - от принятия пищи, религиозных обязательств и контакта с другими кастами, до выбора партнера по браку. В Индии насчитывается около 3000 джати; разногласия по вопросам об ограничениях, которые они предписывают, становятся время от времени предметом критики и причиной движений за реформы. Индус имеет три цели в жизни: дхарму - выполнение обязанностей по отношению к семейству и касте, приобретение религиозных заслуг (пунья); артху - законное создание богатства; и каму - эстетическое наслаждение, удовлетворение желаний. Эти цели связаны с четырьмя традиционными стадиями в жизни. Сначала человек как ребенок и ученик занимается изучением наук и ремесел от родителей и учителей. Затем наступает стадия домохозяина, на которой человек должен обеспечивать семейство и воспитывать детей. Выполнив это, и увидев детей своих детей, он может удалиться в лес, чтобы размышлять в одиночестве, а затем даже может отказаться от всего имущества и стать бездомным отшельником, надеясь достичь окончательной цели - освобождения души, мокши. Небольшое число индусов, как мужчин, так и женщин, следует этому идеальному распорядку жизни, и принимает заключительную стадию жизни, становятся санньяси, одетыми в одежды шафранового цвета, блуждают повсюду, просят милостыню и останавливаются на ночлег в пещерах, лесах и на холмах, предаваясь размышлением. Их часто можно увидеть на улицах индийских городов, и особенно - в храмах. Некоторые люди принимают аскезу в юном возрасте, становятся челла - учениками садху. Индуистские божества
Мифологические истории индуистских богов, легендарных правителей и героев описаны в пуранах и эпосе - Махабхарате и Рамаяне. Тут упоминаются и описываются создатель Брахма, хранитель мира Вишну, грозный разрушитель, но и милосердный Шива. Трое этих богов могут изображаться в индуисткой троице - тримурти. Однако в культовом значении роль Брахмы невелика, и Шива и Вишну стали самыми известными и общепризнанными богами индуизма. Каждый бог и богиня имеют свой облик, человеческий или получеловеческий, множество атрибутов, вахану - ездовое животное. Речные богини, предки, покровители мест, защитники, спасители от болезней и бедствий важны в повседневной жизни людей. |
« Пред. | След. » |
---|