Экспорт новостей

Главная arrow Народы arrow Раджастханцы
Раджастханцы Печать E-mail

Раджастханцы

 
Раджастханцы 
Основное население штата Раджастхан в Индии, группа этнически родственных народностей, объединяемых общим названием раджастхани, раджстханцы.
     
Численность - около 18 млн. человек; живут также в Пакистане.
     
Наиболее привилегированными кастами раджастханцев являются касты раджпутов (кшатриев) и джатов (шудр). Раджпуты, однако, живут также в других североиндийских штатах - Панджабе, Бихаре, Уттар-Прадеш. Многочисленная народность раджастханцев - марвари, жители северных и западных районов Раджастхана, преимущественно торгово- промышленные и ростовщические группы (знаменитые концерны Бирлы, Далмия, Гоенки). Народность мевари населяет юг Раджастхана, горы и предгорья Аравалли. На востоке штата живут джайпури, багри, хараути, аджмири, мальви, другие народности и племена.
     
Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Раджастханцы обычно высокого роста, с пропорциональным телосложением, головой вытянутой формы, высоким лицевым углом, прямым носом.
     
Официальным языком штата является хинди. Однако раджастханцы говорят на около 20 родственных диалектах, которые обозначают как язык раджастхани - марвари, джайпури, малави, мевари,дхундхари, гуджари, нимади, северо-восточный раджастхани. Они относятся к западной подгруппе индо-арийской группы индоевропейской языковой семьи, и составляют промежуточное звено между хинди и гуджарати. На марвари (дингаль) имеется обширная литература - героические поэмы, песни бардов (расо), религиозные сочинения; на его основе формируется литературная норма языка раджастхани. Письменность деванагари. Уровень грамотности низкий (менее 30% среди мужчин и менее 10% среди женщин).
     
Большинство раджастханцев (74%) - индуисты, есть мусульмане-сунниты (9%), джайнов (2%), сикхов и христиан (1%).
     
 Раджастханцы
Древнейшая этническая основа раджастханцев - население Хараппской цивилизации, а также древние индоарийские народы. С 1 тыс. до н. э. на этой территории появляются саки, гунны, гуджары, позднее ахиты и джаты из Панджаба. С середины 1 тыс. до н. э. тут формируются раджпуты (раджа путра - "сын раджи"), которые в VIII - XII вв. ("раджпутский период") составили правящий слой во многих индийских княжествах Раджпутаны. Согласно преданиям, они составляли три родственные между собой группы кланов - Сурьяванша (Солнечная династия), Чандраванша (Лунная династия), Агникула (Огненный род). Княжества фактически принадлежали не правителям, а всему клану в целом, чем консервировались общинные отношения. Сложные законы наследования обусловили крайнюю раздробленность, чересполосицу земельных наделов. Сложные законы наследования обусловили крайнюю раздробленность, чересполосицу земельных наделов. В начале 2 тыс. н. э. армия раджпутов оказывает серьёзное сопротивление мусульманским завоевателям Индии, однако в XVI - XVII вв. глава Могольской империи был верховным собственником земли в Раджпутане. В XVIII в. большая часть Раджпутаны была завоёвана маратхами, а в 1818 г. - Англией. До 1947 г. население Раджастхана почти не участвовали в национально-освободительных движениях. В 1948 г. в четырёх северных раджпутских княжествах образовался союз Матсия Юнион, в Удайпуре - "Объединённые княжества Раджастхана". В 1956 г. был создан штат Раджастхан.
     
Основное занятие - орошаемое пашенное земледелие. Культивируют баджру (вид проса), джовар (вид сорго), ячмень, пшеницу, кукурузу, арахис, сахарный тростник, хлопок, овощи, фрукты. Развито животноводство (особенно в Марваре и Биканере) - разводят крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов, овец и коз. Развиты ремёсла - производство и окрас тканей, ковроткачество, изготовление керамики, резьба по камню, кости, дерева, обработка металла - изготовление строп из стальных канатов, чеканка, гравировка, эмаль, миниатюра, ювелирное дело. Ранее также - оружейное дело. Развита промышленность - горнорудная, текстильная, хлопкоочистительная, электро- механическая, цементная, переработка сельскохозяйственного сырья, добыча и первичная обработка полезных ископаемых.
     
Расселены весьма неравномерно. В городах проживают около 16-17% населения.
     
Типична деревня среднего размера, от 500 до 2 тысяч человек. Большинство деревень представляет собой компактные поселения, расположенные на возвышенностях, среди деревьев. В деревнях жилища низких каст обособлены, выделены в отдельные кварталы. Жилища прямоугольные, 2-3 камерное, сооружённое из земли, необожжённых кирпичей или каменное, глинобитное, стены обмазаны глиной и навозом, часто на стенах и полу делается полихромная роспись. Крыша плоская, покрыта соломой, сланцем или черепицей. Встречаются круглые дома с конической крышей. В западном районе пустынь и полупустынь строят лёгкие хижины ульеобразной формы, сплетённые из корней и соломы, и огороженные изгородью из колючего кустарника.
     
Для раджастханцев характеры города-крепости, примером которых может служить Амбер - крепость около г. Джайпур. Они унаследовали много градостроительных особенностей от древнейших поселений Хараппской цивилизации. Планировка городов отличается большой компактностью. Дома зажиточных горожан строятся на приподнятых плинтусах, двухэтажные, с покрытой терракотой плоской крышей. Посреди дома располагался внутренний дворик под открытым небом (чаук).
     
Одежда мужская - может быть дхоти, но преобладает сшитая, то есть штаны, рубаха - куртка с глубоким круглым вырезом на груди, а также прямозастёжная куртка с прямым воротником. Носят яркие тюрбаны из 5-9 метрового жгута. Женская одежда - может быть сари, но чаще - широкая юбка в сборку, чоли или длинная кофта с длинным рукавом, шаль. Женщины носят много украшений - замужние имеют много белых браслетов. Символы замужества - базубанд (браслеты над предплечьях), ракли (тика), чура (белые костяные браслеты на руках). Иногда полностью покрывающих руку от плеча до запястья. Серебро, окрашенное смолой.
     
Основу пищи составляют маис, грам, ячмень, просо. Повседневная еда большинства крестьян - каша из обжаренного и сваренного зерна, сдобренная приправами, снятое молоко и пахта.
     
В настоящее время ещё нельзя говорить об окончательном формировании раджастханцев как нации. Однако межкастовые границы здесь менее жёсткие, распространена гипергамия. Происходит эмиграция населения из Раджастхана, преимущественно людей неквалифицированного труда, в соседние районы для работы на строительстве. За пределами штата они в целом они имеют тенденцию к ассимиляции.

      Литература.

1.       Княжинская Л. А. От древней Раджпутаны к современному Раджастхану. М., Наука, 1965.
2.       Этнические процессы в странах Южной Азии. М., Наука, 1976.
 

 



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru