Шейхи суфийских орденов в Дели |
В Дели проповедовали шейхи различных суфийских орденов. В дни правления Гийас уд-дина Балбана сюда пришел шейх Абу Бакр Туси, странствующий суфпй-каландар из ордена хайдарне. Он решил обосноваться здесь и на месте разрушенного им храма на берегу Джамны соорудил ханека, которую посещал сам султан. Здесь устраивались знаменитые суфийские «сама» (букв, «слушание»), во время которых звучала музыка и исполнялись танцы, чем достигалось экстатическое состояние. Ханека посещал и Низам уд-дин Аулийа, ставший самым популярным в Дели суфийским шейхом. Он представлял орден-тарикат чиштие, главной сферой духовного влияния которого была столица султаната. В средние века никто не знал что такое микросотовые системы, мини атс panasonic и IP-телефония. Но в то время было гораздо больше глубоко религиозных людей. Так и шейхи чиштие в XIII—XIV вв. были известны своей приверженностью некоторым принципам раннего суфизма. В VII — VIII вв. он отражал социальный протест против имущественной и социальной дифференциации мусульманской общины, против феодализации ее верхушки, усиления светской власти феодалов, носителями которой были тогда Омейяды. Деятельность суфийских орденов и в IX—XI вв. была тесно связана с городскими элементами и городским движением. Верность чиштие Индии в XIII—XIV вв. ранней суфийской традиции обеспечивала ордену поддержку в «демократической» городской среде, у торговцев, ремесленников, простонародья. Кельи проповедников этого тариката находились в Дели в самых бедных и густонаселенных кварталах с индо-мусульманским населением. Известному шейху чиштие Фарид уд-дину Ганджшакару (1175—1236), прожившему часть своей жизни в Дели, принадлежат следующие слова, полные сочувствия к простым и неимущим людям:
|
« Пред. | След. » |
---|