Экспорт новостей

Главная arrow Народы arrow Маратхи
Маратхи Печать E-mail
Оглавление
Маратхи
Страница 2
 

 

 Маратхи
Тхурстон (1909 г.) определял маратхов как единство не-брахманских каст, преимущественно военных, переселившихся в южные районы Индии. Нанджундайя и Айер (1931 г.) относят матархов к кшатриям четырёх династий - Сурьяванша, Сомаванша, Ядуванша и Шешаванша. В эпоху средневековья маратхи проявляются как аггломерация воинских, сельскохозяйственных групп и землевладельцев.

     

Ранняя этнографическая литература описывает маратхов как гетерогенные группы, расселённые по Махараштре и Конкану, и подразделяющиеся на три сегмента: маратхи - земельные собственники, маратхи - кунби, или кулвади (земледельцы), маратхи - рабочие касты. Кроме того, выделяют "чистых" маратхов, кшатриев (асал, кхандани или кулин; они подразделяются на 96 кланов - кулов), потомков маратхов и их наложниц из других народов (аккармаш, каду маратхи) и смешанных маратхов - потомков от браков представителей разных каст. "Чистые" маратхи имели гипергамные отношения с кунби, в результате чего происходила интенсивная "маратхизация" кунби. Высшими кланами маратхов считаются пять - Джадхав, Море, Мохите, Ширке и Павар. Маратхская брахманская каста читпаванов.

     

Маратхи Андхра-Прадеш делятся на субгруппы чеде арелу и гондилу; среди нет взаимных браков.

     

Среди маратхов практикуются кросс-кузенные браки, известна полигиния. Семьи в основном нуклеарные, патрилокальные. Практикуются развод (кроме маратхов - брахманов) и повторный брак как для женщин, так и для мужчин. Имущество делится по мужской линии, среди маратхов - брахманов - среди сыновей и незамужних дочерей. Маратхи признают родство как по материнской, так и по отцовской линии (вторая важнее). Основные институты родства - семья (кутумб, гхар, гхаране), клан (кул), тотем (девак), локализованный патрилинейный линидж (бхаубанд, бхауки). В куле есть семьи, девата (божество), тотем (девак). Кул экзогамен. Кула девак - дерево, растение, символ - играет большое значение в связи с браком. Вычислить готру и джати у маратхов очень сложно.

     

 Маратхи
Система балутедари существовала в Махараштре до 1970-ых гг., она подобна общеиндийской джаджмани, это обмен между представителями различных занятий, ремесленниками, служащими (прачками, цирюльниками и т. п.), брахманами, астрологами с одной стороны (услуги и товары) и землевладельцами с другой (продукты, зерно). Совет старейшин - бхабки - решает конфликты на уровне деревни.

     

Основные занятия - пашенное земледелие (просо, кукуруза, пшеница, бобовые, поливной рис, сахарный тростник, арахис, кунжут, лён, хлопок, табак; традиционно использовалась тягловая сила быков), огородничество, садоводство (главным образом, в районе Бомбея). На побережье культивируют кокосовую пальму, бананы, молочное животноводство. Ремёсла - ткачество, резьба по дереву, камню, слоновой кости и рогу, производство изделий из меди с чеканным и накладным орнаментом. Среди маратхов растёт удельный вес новых зажиточных крестьян, а также безземельных рабочих.

     

Около трети маратхов живёт в городах, заняты главным образом в крупной и мелкой промышленности, на государственных и частных предприятиях, торговле, служат в армейских подразделениях. Сохраняются касты, делящиеся на экзогамные группы (кул), имеющие свои тотемы - деваки. Деревни крупные, обычно состоящие из кварталов (али), населённых членами нескольких каст или одной касты. Деревенский староста - патил - принадлежит обычно к правящему классу.

     

Традиционные сельские дома у зажиточных - из обожженного кирпича, побелены, с черепичной крышей, часто двухэтажные, с внутренним двориком. У менее состоятельных - одно- или двухкамерные, глинобитные и каменные, с плоской глинобитной, на побережье с высокой двускатной черепичной крышей. Традиционные горные жилища - кирпичные дома с низкой двускатной крышей из полуцилиндрической черепицы. Скот часто помещается под одной крышей с людьми - жилой дом состоит из двух частей.

     

Пища. В основном маратхи не вегетарианцы (но не употребляют говядину и свинину), за исключением групп, исповедывающих бхакти (в частности, принадлежащие традиции варкари, преданные богу Витхобе), а также маратхов Уттар-Прадеш, Тамилнада и Андхра-Прадеш (преимущественно брахманов). Основа пищи - пшеничные лепёшки, грубые лепёшки из просяных культур - джовар, баджра - стали эстетическим элементом всех каст как символ культуры маратхов. Рис, чечевица, топлёное масло, овощи, острые приправы. Менее распространены джовар (сорго) и бхаджари (просо). Редко встречается употребление алкогольных напитков, хотя специальных кастовых запретов на это не существует. Мужчины курят традиционные самокрутки - биди.

     

Традиционная мужская одежда - рубаха с прямыми рукавами, прямозастёжная куртка, дхоти или узкие штаны, разнообразные тюрбаны (пхета). Женская одежда - сари, задрапированное с имитацией шаровар, часто сари длиной до 10 м (у низких каст - короткое и узкое). На севере Махараштре - широкая юбка и кофта. Символы замужества у женщин - синдур, стеклянные браслеты, подвеска (мангалсутра), кольца на пальцы рук и ног, украшение в нос натх. Ранее среди женщин кулин бытовала система парды.

     

Самый значительный календарный праздник - Бендур, или Пола, в ходе которого крупный рогатый скот украшается цветами и красками, и ведётся на процессию. Богатый фольклор, включающий легенды и предания. Национальный герой маратхов - Шиваджи Бхосле. Национальный характер часто описывается как резковатый, прямой, независимый ("жительницы Махараштры любят грубые непристойные речи и несдержанны на ложе" - Камасутра).

 



 



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru