Экспорт новостей

Это интересно

индуизм боги ..>>
мумбаи ..>>
нуристанцы ..>>
Главная arrow Общество arrow Брахманы как специфическая разновидность жречества
Печать E-mail

Брахманы как специфическая разновидность жречества

 

Брахманы как специфическая разновидность жречества 

Для уяснения деятельности брахманов как специфической разновидности жречества весьма важно найти в источнике непосредственные указания на то, что заклинания произносились именно жрецом-брахманом. Поскольку речь идет о заклинании, а «Атхарваведа» является в целом магическим текстом, предположение о преобладающей роли магии в функциях жреца-брахмана вполне правомерно. Это обстоятельство подтверждается: в памятнике говорится, что основным орудием жреца считается заклинание или магическое заклятие, которым «он поражает оскорбителя богов» «острыми стрелами, метательным оружием», «отравленной стрелой».

Неоднократно упоминается о «гневе» брахмана, что влечет немедленную гибель его противника и означает, очевидно, комплекс магических действий.

Примечательно что современные европейские бизнес идеи в сфере услуг, настолько далеки от индийских, что людям европейской культуры сложно понять мотивы поведения индусов. Сфера услуг в Индии базируется на выполнении определенного рода деятельности какой-то конкретной кастой. И поэтому самих бизнес идей как таковых практически не возникает. Любопытно так же, что деятельность брахмана в отличие от европейских духовных лиц, не всегда выступает с положительным этическим знаком, допустимо и соперничество жрецов, использующих магические приемы. Об этом свидетельствует заклинание, призванное обезвредить колдовство жреца-противника: «Какого они брахмана ранее направили принести ущерб этому человеку, тот брахман да будет поражен тобой, Индра, его я предаю смерти».

Помимо непосредственных действий жрецы-брахманы согласно «Атхарваведе» практиковали и аскетические упражнения, причем последним придавалось большое значение в достижении высшей мудрости. Различие в положении жреца-брахмана и других категорий жречества в источнике почти не затронуто. Фрагментарно называются и хотар и адхвары. Однако особое место жреца-брахмана в этой иерархии не вызывает сомнений. Достаточно сослаться на то, что, отождествляя отдельных жрецов с божествами, «Атхарвавдеа» отводит роль Индры жрецу-брахману.

Поскольку основным значением слова «брахман» остается «жрец вообще», некоторые случаи представляют трудность для разграничения двух явлений, скрытых за этим термином. Так, упоминаемое дважды жертвенное возлияние воды могло быть осуществлено и собственно брахманом, и каким-либо иным жрецом. В отрывке, рассказывающем о возлиянии сомы, речь идет, по-видимому, о деятельности адхвары, именуемом здесь также — «брахман». В другом месте этим словом называется жрец, выполняющий функцию хотара, причем содержится и указание на прочих участников церемонии, противопоставляемых хотару как главному жрецу, — конструкция, широко распространенная в «Ригведе».

В последующей эволюции значение термина «брахман» постепенно расширялось. «Брахманство» стало синонимом жречества вообще, а не одной из его категорий. Именно в этом смысле данное слово употребляется в дхармашастрах. Содержание его меняется и по другой линии: роль и функции жрецов получают более точную и конкретную характеристику в связи с дальнейшим углублением социальной дифференциации в ведийской Индии.

 
« Пред.   След. »



Галерея

загрузка...
При использовании материалов с сайта, указывайте пожалуйста активную ссылку на indolog.ru